Преподаваемые дисциплины: физиология растений, биологические основы сельского хозяйства, ботаника, экология растений.
В1997 г. закончил Бирский Государственный педагогический институт, факультет биологии и химии. В 1997-2000 гг проходил обучение в аспирантуре при Башкирском Государственном педагогическом университете по специальности 03.00.05. "Ботаника". Тема диссертации: "Альгоценозы основных типов леса среднего пояса горно-лесной зоны Южно-Уральского заповедника" (диссертация защищена в 2001 г.).
Научное направление, интересы: альгология, экология растений, экологический мониторинг.
Основные работы:
Шмелёв Н.А. Сообщество почвенных водорослей темнохвойного (пихтово-елового) леса Южно-Уральского заповедника // Флористические и геоботанические исследования в Европейской России. Материалы междунар. науч. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения профессора А.Д. Фурсаева. Саратов, 2000. С. 175-176.
Шмелёв Н.А. Почвенные водоросли хвойных лесов Южно-Уральского заповедника // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий. Материалы междунар. конф. Оренбург, 2001. С. 50.
Суханова Н.В., Богданова А.В., Хайбуллина Л.С., Шмелёв Н.А., Сугачкова Е.В., Фазлутдинова А.И., Гайсина Л.А. Почвенные водоросли широколиственных лесов Южного Урала // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий. Материалы междунар. конф. Оренбург, 2001. С. 4547.
Kabirov R.R., Sukchanova N.V., Bogdanova A.V., Khaibullina L.S., Shmelev N.A., Sugachkova E.V., Fazlutdinova A.I., Gaisina L.A. Influence of recreation on algoflora of the forest (South Ural region) // Biodiversity and dynamics of ecosystems in North Eurasia. Novosibirsk, 2000. V. 2. P. 100-102.
Кириллова С.С., Шмелев Н.А., Денисова Н.В. Словарь терминов по экологии.// Учебное пособие. Изд-во Бир.ГПИ. Бирск. 2002. 32 с.
Шмелев Н.А., Кабиров Р.Р. Сообщество почвенных водорослей основных типов леса Южно-Уральского заповедника. М.: Лесоведение. 2007. с. 20-27.
Шмелев Н.А., Пурина Е.С. Задания по экологии растений.Учебно-методическое пособие.- Бирск. Бирск.гос.соц.-пед.акад., 2007. 41 с.